Кто написал "Обломова"? Марк Твен?

0 0

 Кто написал "Обломова"? Марк Твен?Когда начинаешь думать об этом, в голове тут же всплывает строчка из недавно очень популярной песни. "А я теряю корни..." И внутри холодеет. Ведь это те предметы, которые воспитывают гражданина, на которых ты испытываешь гордость за то, что ты россиянин. И чувство причастности к великой стране приподнимает над землей. Ведь ты - кусочек той Руси, той земли, из которой проклюнулись и выросли Пушкин, Ломоносов, Суворов, Достоевский и другие столпы и гении. А еще ты узнаешь и начинаешь стыдиться чудовищ, рожденных нашей же землей, нашими же матерями. Без них история неполная, и это тоже твои корни. И о них надо знать, чтобы страшная история не повторялась.

Алгебра, химия, физика с информатикой, астрономией и биологией дают научную базу, на которой может подняться гениальный изобретатель, ученый, инженер, другой отличный профессионал. И без них никуда. Но литература с историей и родным языком лепят душу, воспитывают сердце, они человека рождают в муках. С первого класса в голове укореняется школьная прогульщица Нина Карнаухова, которую в конце концов загрызла беспощадная совесть. И гайдаровский же горячий камень, дающий новую жизнь... которая не нужна тому, кто свою прожил достойно.

А потом приходит Лермонтов со смелым и обличительным: "Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, пред вами суд и правда - всё молчи!.." И ты понимаешь, что молчать - это преступление. Надо говорить власти правду в глаза, ведь он смог! Наверное, потом многие пересмотрят эти свои детские порывы. Но очень важно, что они были тогда, когда рождались твое сердце и душа! И, скорее всего, в критической ситуации ты поступишь правильно, даже если во вред себе. Потому что были в твоей жизни Лермонтов, Гоголь, Некрасов и Чернышевский.

А сколько жизненных моделей и судеб перепробовали мы на уроках литературы. Как мы злились на Наташу Ростову, посвятившую себя пеленкам и мужниным проблемам, как спорили о Печорине, жалели убийцу Раскольникова, как восхищались Дубровским. Так мы примеряли на себя кусочки настоящей жизни и находили на ощупь ту модель, что подходила лично тебе. Помню, как раздирал меня Базаров, жутко нравившись и одновременно пугая фанатичным нигилизмом. А в сочинениях мы думали и рассуждали, делали свои выводы. Неуклюже, но уверенно отстаивали личную точку зрения.

Неужели всего этого не будет у наших детей и внуков?! Нет! Тогда мы их просто потеряем, меж нами ляжет Большой американский каньон. Он уже ширится и глубится. Потому что телевизор и прокат почти сплошь штатовские, и преклонение перед тамошней дутой свободой, мало кем из молодежи испытанной, живет и крепнет в детских головах. У наших детей уже не наши герои, их восхищают человеки-пауки. Спасали уроки литературы. Хотя уже нынешние студенты с трудом отличают Льва Толстого от Алексея и Чехова путают с Островским, но им выпал Булгаков, они знают хотя бы его.

В прежние годы вся страна прилипала к экранам, чтобы узнать темы выпускного сочинения, о чем предложено выпускникам писать в этом году. Ведь это и государственная идеология тоже. Мы, к примеру, в своем 80-м могли писать о "Малой Земле" Брежнева. Беспроигрышный пятерочный вариант. Но из двух классов нашей выпускной параллели эту тему взяла лишь одна двоечница. Остальные в основном писали о Пушкине. И это был наш первый ответ той коммунистической власти.

А что теперь? Вместо экзамена по литературе тест: кто написал роман "Обломов"... и три возможных ответа: а. Марк Твен, б. Джек Лондон, в. Иван Гончаров. Жутковато будет смотреть, куда ткнут мои внуки.

Елена ДОИЛЬНИЦЫНА


Похожие новости

Последние новости