Чучело для героя

0 0

 Чучело для героя Результат превзошел самые смелые ожидания. Статистика неумолимо кон-статирует: по числу упоминаний в прессе мэр опережает губернатора более чем вдвое (к концу октября это преимущество стало шестикратным). По суммарному тиражу публикаций отрыв Донского - 3,5 раза. При этом доли нейтральных упоминаний у Александра Викторовича и Николая Ивановича практически совпадают, зато доли позитивных и негативных существенно отличаются.

"МЕДВЕДЯ ВИДЕЛ. ЕГО ДОНСКОЙ УБИЛ!"

В ходе предвыборной борьбы за пост мэра штаб Донского по-стоянно вел такую параллель: градоначальник Архангельска Нилов - это "поздний" Брежнев. То есть маразматик с культом личности.

Что ж, в эпоху Леонида Ильича его имя действительно знал каждый житель империи, включая детей. А, как известно, детское сознание - один из главных индикаторов пропагандистского зомбирования.

В этом смысле показательна история, произошедшая на днях в ходе экскурсии учащихся четвертого класса одной из городских гимназий по област-ному краеведческому музею. Больше всего гимназистам запомнился отдел животных. Если конкретно, белые медведи. Особенно гигант, стоящий на задних лапах. Придя домой, мой старший ребенок с порога заявил: "В музее был. Медведя видел. Его Донской убил!"

История поверженного короля Арктики преподносилась мне, как будничная новость. "Убил и подарил музею", все дела.

В музей я, разумеется, сходил. Под чучелом медведя, оказавшимся медведицей, прочитал табличку: "Шкура передана Даниловым Г. Е. (Архоблком-экология)". Дети ее явно не читали. Сбить с толку их могли упоминания экскурсовода про "Двинские земли": на вербальном уровне Донской с Двинским - соседи.

Так рождаются легенды, по которым в кресле мэра появляется былинный богатырь. Судя по напору СМИ, это лишь начало будущей гигантомании.

"ПРОСТО МОНСТР КАКОЙ-ТО"

Итак, статистика. В круг нашего внимания попали следующие СМИ: "АиФ в Архангельске", "Архангельск", "Архангельский обозреватель", "Бизнес-класс Архангельск", "Ведомости Поморья", "Волна", "Добрый вечер, Архангельск!", "МК в Архангельске", "Независимый взгляд", "Новый Архангельск", "Правда Севера", "Правда Северо-Запада", "Северный комсомолец".

Сначала - данные по лидеру.

Соотношение позитивных и негативных упоминаний мэра Архангельска - 30 процентов против 13 процентов. Почти половина (92 случая) реплик со знаком "плюс" базируются на личных качествах градоначальника. Много пишется о его требовательности, ответственности, сострадательности, честности. В моде сентенции типа: "Про нашего мэра Донского говорят, что по отношению к воровству он просто монстр какой-то".

На втором месте (63 случая) - отзывы об "открытости" Дон-ского. Такие, например:

"У Александра Донского общение с журналистами как-то сразу заладилось: мэр при каждом удобном случае подчеркивает свою открытость и отчитывается о каждом шаге. Почти каждый день градоначальника можно увидеть по местному ТВ".

Призовую тройку замыкают конкретные дела. Здесь количество упоминаний - 35; большинство, конечно, о Чумбаровке. Но не только:"Александр Донской вручил подарки от мэрии и спонсоров. Стиральную машину, телевизор и видеомагнитофон предоставила торговая сеть магазинов "Дом", обогреватели - фирма "Березка", фирма "Лес и дом" - электродрель и лобзик".

Негатива, повторимся, много меньше. Чаще всего (50 упоминаний) критика носит около-скандальную направленность: "По слухам, окружение мэра в последнее время с тревогой вглядывается в лицо градоначальника, небезуспешно пытаясь разглядеть в нем признаки безумия... На днях ни с того ни с сего Донской на совещании с коммунальщиками поведал, что в 95-м году обучался магии и гипнозу".

Реже (31 случай) публикации связаны с непрофессионализмом, безволием, карьеризмом и популизмом: "Мы заглянули на сайт мэрии и обнаружили несколько объявлений о проводимых конкурсах. Но эти объявления двухгодичной давности, когда руководил городом Олег Нилов. Новых вакансий мы не нашли".

В целом же СМИ о Донском - тот самый случай, когда неважно, что пишут, главное - не молчат.

"РАЗРЕЗАЮЩИЙ ЛЕНТОЧКИ"

В отличие от мэра, доля позитивных упоминаний губернатора почти не отличается от доли критики: 21 процент против 20 процентов.

При этом чаще всего (28 случаев) Николая Ивановича хвалят за "поддержку потенциала региональной экономики": "В Архангельской области появилась комиссия по устранению административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства. Такое распоряжение подписал губернатор Николай Киселев в начале августа".

Чуть реже (22 упоминания) СМИ одобряют деятельность главы обладминистрации в сфере решения проблем региона на федеральном уровне: "Наша область - регион дотационный", - напомнил заместитель губернатора по социальным вопросам Михаил Ситкин. Глава обладминистрации Николай Киселев и финансисты - в Москве, они обивают пороги Министерства финансов..."

Из этого же ряда и одобрение губернаторского меценатства: "В марте этого года губернатор Николай Киселев поднял вопрос о необходимости строительства в Архангельске открытых теннисных кортов. И уже 1-го сентября на "Труде" заработали две специальные игровые площадки. Кстати, первая теннисная площадка была оборудована в Архангельске четыре года назад, поэтому открытие новых кортов приурочили к этой дате".

Поводом для критики (28 реплик) чаще всего служат непрофессионализм, безволие, безынициативность губернатора: "Обидно стало за Николая Ивановича. То ли его окружение считает (а короля, как известно, делает свита), что на большее, чем перерезать ленточку или перекинуть рубильник, губернатор не способен, и держит его в роли "свадебного генерала", то ли сам так увлекся открыванием, разрезанием и прочими "-ем", что о ином и не думает".

И последнее. Даже беглого изучения "цитатника о Киселеве" достаточно, чтобы убедиться: большая часть информации о нем - откровенно казенная. "В понедельник губернатор Николай Киселев на расширенной планерке в администрации области по итогам своей работы в столице поставил перед руководителями подразделений ряд задач..."

УЧИТЕСЬ У АГНИИ ЛЬВОВНЫ

Суммарный тираж публикаций, связанных с Донским, только за два осенних месяца составил без малого 13 миллионов экземпляров. Тиражи Киселева - немногим более 3,5 миллиона.

Как заключает экспертиза "Р.И.М.а", "в противоположность губернатору, мэр Архангельска приложил немало усилий для ведения собственной PR-кампании. Этому способствовало не только издание двух новых многотиражных газет, но и активность мэра, сумевшего "обаять" руковод-ство уже существующих изданий. В результате со второй половины сентября и октября не только тираж, но и число позитивных упоминаний Донского намного превосходили соответствующие показатели Киселева".

Отмечена и разница приоритетов: "В основе PR губернатора лежит пропаганда деятельности Киселева на ниве поддержки региональной экономики и помощи населению в решении социальных проблем. В условиях падения темпов развития областного ЛПК, развала сельского хозяйства, роста тарифов в ЖКХ, снижения реальной заработной платы бюджетников и застое в сфере жилищного строительства, эти приоритеты противоречат реальности. Наивно думать, что читательская аудитория этого не замечает!

На этом фоне выгодно отличается PR-кампания Донского, который выстроил стратегию на констатации общественных проблем, открытом диалоге с обществом и создании культа своих личных качеств".

Мерилом отношения к Дон-скому стал лозунг Агнии Барто: "Потому что он хороший". Факты и конкретная работа Александра Викторовича абсолютно ни при чем: СМИ сидят на договорах об информационном обслуживании мэрии, а народ читает то, что пишут СМИ.

В таком режиме можно спекулировать на чем угодно: набирать бонусы на скандальном снятии с работы собственных ставленников ("Водоканал"), выдавать желаемое за дей-ствительное (беспощадная война проституции и игровым автоматам), "замораживать" тарифы, которые сам же собирался поднимать... В данном случае важней всего красивые слова. Даром, что они - лишь чучела реальных дел.

Олег Григораш,

фонд "ПЕРСПЕКТИВА"

www.arhperspectiva.ru

P. S. Позавчера закончила работу очередная сессия областного Собрания. В ходе прений о поправках в бюджет региона обсуждался и вопрос о сумме, предназначенной департаменту информации обладминистрации. На собственный пиар исполнительная власть запланировала выделить более миллиона долларов (31 миллион 16 тысяч рублей). Для сравнения: в последний, предвыборный год правления А. Ефремова расходы в этой сфере считались рекордными, составляя 20 миллионов рублей. Теперь будут "осваивать" совсем другие суммы. Депутаты пробовали возражать, в частности, Э. Белокоровин настаивал на снятии 10 миллионов в пользу экологических программ. Чтобы ее принять не хватило двух голосов.


Похожие новости

Последние новости