Сказка, украшенная правдой

0 672

Сказка, украшенная правдой

Новый спектакль Дмитрия Лохова обращён к детям постарше - скажем, лет с семи. Во-первых, потому что это "страшилка". Во-вторых, структура постановки довольно сложная. Зрителю преподносятся истины вечные: противостоять злу, и прежде всего в самом себе; с послушанием относиться к родителям, помогать попавшим в беду... При этом талантливый режиссер полагается на силу примера и применяет известный педагогический приём сравнения. В определённый момент сюжет получает второй план, параллельный первому, причём зачин один и тот же, а далее у каждого из планов свое развитие. Сопоставляя, зритель легко усваивает, что "хорошо" и что "плохо".

Можно в очередной раз подивиться тому, как гармонично сочетаются в творчестве заслуженного художника РФ Елены Николаевой яркая фантазия и целесообразность. Оформление изящно, компактно и многофункционально. В центре площадки - трёхъярусная конструкция, устройство её можно трактовать так: верхний ярус - место мистических сил, центральный - мир испытаний и свершений, а нижний ярус - вместилище сил чёрных, злых. Кроме того, конструкция, украшенная резьбой и обрамлённая занавесами, воспринимается как интерьер богатого дома, которому отведена авансцена. Добавим ко всему этому благородство цветовой гаммы, изысканность стильных костюмов.

Спектакль начинается внезапно: ещё не полностью погас в зале свет, публика только осваивается на своих местах, как над сценой возникает нечто тёмное и безобразное. Вырисовывается жутковатая маска: круглые, как у совы, глаза, огромный, крючковатый нос, на голове корона. Взгляд хищно впивается в зал. Юные зрители реагируют боязливым смехом. Так же внезапно непонятное существо исчезает, вновь появляется. Это Недобрый король, воплощение зла. Но публика успевает заметить, что он суетлив, да и выходки его какие-то дурацкие...

На сцене вспыхивает яркий свет, и мы оказываемся в доме богатого купца. Игра ведётся в "живом плане". Купец (заслуженный артист РФ Ростислав Киселёв) сообщает дочери (артистка Светлана Козленко), что вынужден по делам уехать. Она воспринимает новость эмоционально: "Остаться в доме одной!" Любящий отец пытается успокоить её, затем наставляет: "На улицу не выходи! Дверь незнакомым не открывай!" Юная красавица слушает вполушка и вдруг просит привезти... говорящего попугая. Только вымолвила, как появляется Добрая старушка с большой клеткой: "Купите, всего за одну монетку". Купец деловито осведомляется, отчего так дёшево, а на прощание повторяет дочери свои наказы.

Как все знакомо - тут и зачин сказки "Аленький цветочек", и намёки на реалии нашей жизни. Вымысел и правда, серьёзное и смешное совместились в театральной игре.

А Попугай (артист Илья Логинов) оказался не только красивым, но и умным: предлагает Купеческой дочери придумать какую-нибудь интересную историю, но с условием не открывать дверь никому, пока сочиняет.

Актёры очень искренны, они обретают зрительскую любовь. Но, на мой взгляд, им не хватает интересно выстроенных мизансцен - Попугай нередко статичен, а однообразные проходы героини по площадке зачастую ничем не мотивированы.

Основным местом действия становится центральный ярус конструкции. В игру вступают куклы. И почти слово в слово повторяется прощание Купца с дочерью, причем они абсолютно похожи на своих живых прототипов. Разница лишь в том, что у этой героини есть имя - Розалинда и в подарок она пожелала куклу. Прихватив новую игрушку, Розалинда, вопреки наставлениям отца, отправляется погулять. Не оказалось рядом умного Попугая...

Ведь не для забавы предложил он Купеческой дочери сочинять историю о Розалинде, а желая предостеречь от необдуманных поступков. А быть осторожной необходимо - Недобрый король, прикинувшись Доброй старушкой, неоднократно просит отворить дверь. И всякий раз доверчивая красавица порывается исполнить просьбу. Но разумная птица останавливает ее. В итоге Купеческая дочь, к радости юных зрителей, заслуживает счастья - Попугай становится принцем.

А история Розалинды насыщена опасными приключениями. Здесь и мёртвый лес, и разбойники... Она вступает в борьбу с карликом-колдуном. Действие переносится то в центральную часть конструкции, то опускается в тёмное царство зла. Мрачно и пугающе выглядит логово колдуна - подземелье разрушенного замка. Внимание зала буквально приковано к сцене. Мы видим, как испытания меняют Розалинду, она становится отважной, самоотверженной, помогает попавшим в беду. И в награду встречает свою любовь...

Выразительны куклы, безупречен ансамбль актёров, работающих с ними. Публика благодарно аплодировала заслуженному артисту РФ Ростиславу Киселёву (в этом спектакле он исполняет несколько ролей, и особо блистательно - Колдуна), заслуженным артисткам РФ Светлане Михайловой и Вере Никитинской, артистам Валентине Родькиной и Максиму Эле. В успехе постановки - вдохновение композитора Александра Яничека, мастерство художника по свету Вячеслава Зоболева, звукорежиссёров Антона Веселкова и Дмитрия Иванова... Словом, всего постановочного коллектива, создавшего этот красивый и поучительный спектакль.

Нина ОРЛОВА

 

 

 

 

Особое место в оформлении интерьера помещения играет лепнина – воспроизведение романтизма и классицизма. На сайте Evina.ru представлены услуги по изготовлению лепнины из гипса. К каждому клиенту индивидуальный подход.


Похожие новости

Последние новости