Тайное течение "мертвого" Юраса

0 0

 Тайное течение "мертвого" ЮрасаПеребрались с мужем жить на дачу. Бескалендарный исконный мир покидаем каждое утро ради суеты города. Пробегаем мимо сельпо, правления, на мост, через серебряный Юрас, с горки и под мостом.

Семь-восемь утра - рыбаки на посту: с большими сетями и важным видом. Днем-вечером местная малышня в трусиках барахтается в воде. В выходные - городская. Пока мамы готовят шашлык на живописном берегу. Пока папы моют свои большие и красивые машины здесь же - в Юрасе.

Муж как-то остановил: "Смотри, откуда листья плывут". Зря прежде тешились мыслью, что находимся в верховье реки: листья плыли как раз оттуда, куда обычно показывают пальцем местные, ведая байки про подмываемое Юрасом кладбище.

Как рассказала старейшая жительница поселка Юрас девяностолетняя Анастасия Самсоновна Крутикова, река течет шесть часов в одну сторону и шесть - в другую. Сначала омывает берега в районе Жаровихи (жаровихинское кладбище стоит на берегу Юраса), ниже - берега в районе садово-огороднического товарищества "Малинка", где прежде хоронили своих родных жители деревень Малый и Большой Юрас и поселка Юрас. Во второй половине дня река меняет течение и несет со своими водами, по словам Анастасии Самсоновны, прожившей на берегу Юраса 54 года, всё, что так или иначе дает ей Кузнечиха и архангельская ТЭЦ.

Много раз слышала, как однажды вода небывало высоко поднялась и течение понесло гробы. Может, и россказни. Однако то, что трупный яд в реке есть, на собственной шкуре испытал мой папа, купаясь там в 90-е. Маленькая ранка воспалилась. Когда доктор узнал, где именно купался отец, сомнений у него не осталось - такое заражение мог вызвать трупный яд.

По берегам Юраса - населенные пункты, садово-огороднические товарищества. Конечно, дачники в Юрасе купаются, ведь "мертвая" река на вид мало отличается от "живой". На дворе - жара, и охладиться больше негде. И никаких табличек "Купание запрещено" на большом песчаном берегу.

Ежедневно ранним утром с самой весны на мосту через Юрас масса рыбаков-сеточников. Василий Алексеевич и сейчас ловит сорогу и другую мелкую рыбку большой сетью, опуская ее в Юрас с высоты ильменского моста. Ему здесь нравится: спокойно, удобно.

- А что дома-то делать? Лежать целыми днями? - пожимает плечами пенсионер. - А про кладбище говорят с поры его основания. Я ем рыбу, так ничего...

Дачница Екатерина с сыном Сережей и племянниками Машей и Ильей вот уже две недели ежедневно около двух часов проводят на берегу Юраса. Дети резвятся в воде. Ребята, веселые и приветливые, с упоением рассказывают о том, как вчера на пляже сидела "тетенька из службы" и показывала, что под мостом на днях выловили труп.

Речь на сей раз не о проделках Юраса с кладбищем. Пьяных отдыхающих много. И несчастные случаи на реке в состоянии алкогольного опьянения - не редкость. Магазин-вагончик с богатым выбором продукции под градусом совсем недалеко от реки, рядом с правлением СОТ "Ильма".

Ребята "про труп" своей маме и тете ничего не сказали. То, что Юрас может подмывать кладбища, для Екатерины и детей - новость. Но купаться прекращать они не собираются.

Антонина Пономарева

КОММЕНТАРИЙ

Госсанэпиднадзор купаться не велит

Мы также получили ответ на наш запрос из Управления Роспотребнадзора по Архангельской области за подписью заместителя руководителя управления Тараса Носовского. Публикуем его полностью:

"На территории г. Архангельска организованные места массового отдыха и купания населения (пляжи) отсут-ствуют, но прибрежная полоса реки Северная Двина и ее протоки в теплый период года (с июля по август), при благоприятных метеоусловиях, используются населением стихийно для отдыха и купания.

Согласно ГОСТу, зона рекреации с учетом местных условий должна быть удалена от портов и портовых сооружений, шлюзов, гидроэлектростанций, от мест сброса сточных вод, стойбищ и водопоя скота, а также других источников загрязнения.

Ежегодно, перед началом купального сезона, а также в течение купального сезона проводятся мероприятия по контролю за состоянием зон рекреации с отбором проб речной воды и грунта (песка).

По результатам лабораторных исследований воды поверх-ностных водоемов в черте г. Архангельска, проведенных в мае-июле 2008 года ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области", вода из реки Северная Двина, а также протока Кузнечихи, реки Соломбалки по микробиологическим показателям не соответствует требованиям СанПиН.

В соответствии с распоряжением мэра г. Архангельска от 11.09.93 года № 543 "Об использовании территорий город-ских кладбищ" кладбище "Жаровиха" считается закрытым для массовых захоронений с 18.10.93 года. На данном кладбище разрешено только подзахоронение в родственные могилы (распоряжение мэра г. Архангельска от 09.11.93 года № 600р).

Кладбище, расположенное рядом с СОТ "Малинка", на контроле в Управлении Роспотребнадзора не находится (кладбище является закрытым).

Кладбище, при несоблюдении СанПиН 2.1.1279-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ и сооружений похоронного назначения", может оказаться источником загрязнения водного объекта.

"Таблички сорвали буквально на следующий день"

Николай Ситников, глава округа Майская Горка:

- Административно установлен штраф в размере 300 рублей за мойку машин в реке. Патрульно-постовая служба и мы сами объезжаем территорию округа. Этим летом пока ни одного нарушителя не выявлено.

Что касается купания, в июльские дни были установлены временные знаки - деревянный шест и табличка "Купание запрещено". Их сорвали буквально на следующий день. Как только появятся деньги, мы планируем установить и на Юрасе стационарный знак на цементном фундаменте.

"Юрас - одна сточная канава"

Татьяна Дробешкина, председатель комиссии по экологии городского Совета депутатов города Архангельска:

- Юрас - это одна из сточных канав, куда сбрасываются городские канализационные стоки без очистки. Я не знаю, как насчет кладбища, но то, что туда в большом количестве сбрасываются стоки вместо того, чтобы поступать на очистные сооружения, - это я гарантирую.


Похожие новости

Последние новости