Битый бит ого везет

0 0

 Битый бит ого везет "РЕБЯТА, НЕ НАДО..."

В редакции районной газеты "Онега" на наш вопрос, как добраться до Усть-Кожи, посетители шутят: "Проще всего вплавь на тот берег и потом - пешком двадцать километров до деревни"...

От Онеги до села Порог, откуда можно уехать в Усть-Кожу по реке, ходит автобус, расстояние - километров тридцать. Еще тридцать километров до самой деревни - на теплоходе. Для жителей Усть-Кожи это фактически дорога жизни: в Онеге есть школа-"одиннадцатилетка", районная больница, железнодорожный вокзал... Наконец, в Онеге есть работа.

Мы на причале. Вернее, причала как такового в Пороге нет. Есть песчаный берег, на котором носом лежит теплоход "Заря 311-р". Пассажиры занимают места, грузят ящики и мешки с овощами, двое мужчин ждут капитана, чтобы спросить, куда привязать собаку. Капитан Александр Корзников подходит на катере "Старт". "Старт" привязывают к теплоходу, и наш фотокорреспондент Павел Кононов расчехляет технику. Капитан Корзников при виде объектива меняется в лице:

- Ребята, не надо...

"Заря 311-р" - теплоход "мертвый", без двигателя. До Усть-Кожи его буксирует сплавной катер "Старт" - собственность капитана, и в правовом пространстве этот катер тоже "мертв": он не проходил техосмотра и в регистре не числится, он просто списан. Эта страшная конструкция идет до Усть-Кожи два с половиной часа и примерно три с половиной - обратно.

- Ребят, не надо, - повторяет капитан Корзников. - Я понимаю, что это ваша работа. Но вы напишете, приедет инспекция, и нам всем...

Не договаривает, затягивается сигаретой, машет рукой. Он согласился на эту авантюру с буксировкой от безысходности - ну нет другой возможности переправлять жителей Усть-Кожи в деревню и обратно.

Катер заводят, и на протяжении двадцати минут "Заря" пытается отойти от берега. Не получается. Тогда мужики берут бревна и, как рычагами, пытаются столкнуть ими теплоход. Из-за забора наблюдает местный житель.

- Так вашу мать растак! - кричит он в сердцах. - Вы хоть людям скажите, чтобы с носа в корму ушли, нос у вас и приподнимется!

Нос "Зари" приподнимается, и она слезает с берега. Мужчина никак не может успокоиться: "Снимайте, снимайте, - говорит, - покажите в области, какой у нас тут бардак. Просиживают стулья, - кивает в сторону воображаемой администрации, - денег у них нет!.. А случись что - капитан с экипажем под суд пойдут, не они!"

У него на "Заре 311-р" сын мотористом работает...

"ХОТЯТ В ОДНО ГОРЛО КУШАТЬ"

Пассажирскими речными перевозками и в Онеге, и в Пороге занимается предприниматель Николай Муковозов. О нем тут отзываются по-разному: например, руководитель Онежского отделения Всероссийского общества охраны памятников Владимир Богданов считает, это человек главы района Александра Митько. Вот пришел Митько и стал гайки закручивать. Решил переправу взять в свои руки - расторг договор с архангельским предпринимателем Андреем Мартыновым и поставил "своего" Муковозова. "Сестра" порожской "Зари", вполне себе рабочая "Заря 340-р", могла бы возить пассажиров в Усть-Кожу - она этим всю весну занималась - но потом ее спустили в город, чтобы она возила людей из Онеги в деревни на другом берегу, пока предназначенный для этого "Капитан Митягин" доставляет туристов на Кий-остров. И еще, по словам Богданова, исправное пассажирское судно подрядят буксировать понтон с машинами. Официально - с разной коммунальной муниципальной техникой. Неофициально - можно прекрасно зарабатывать на коммерческих перевозках: за переправу одной машины берут около пяти тысяч рублей.

Конкуренты Муковозова - лодочники-частники - говорят, что их тоже ювелирно убрали: в этом году они просто не прошли тех-осмотр. Инспектор онежского отделения ГИМС Игорь Мартин запретил эксплуатацию нескольких мотолодок - на них не было установлено дистанционное управление. Мужики посчитали: технические условия их судов и двигателей дистанционное управление не предусматривают. И потом: в этом месте на Онеге часто бывает малая вода, камни. Установишь руль - и всё равно придется "скакать" от него к ручному управлению. А перемещение в лодке на воде опасно.

- Раньше ездили - никаких забот не было! А сейчас такие препоны, потому что администрация хочет кушать в одно горло и убирает конкуренцию, - говорит лодочник Валентин Гостев.

Четверо человек подали в суд - просили обязать инспектора Мартина "устранить препятствия в пользовании маломерными судами". 24 июня Онежский городской суд дело рассмотрел, и судья Большаков решил: в заявлении отказать. Гостев с помощью бывшего прокурора уже составил кассационное заявление...

СЧИТАЛОСЬ - ИСПРАВНАЯ "ЗАРЯ"!

Когда мы звоним предпринимателю Муковозову на мобильный и просим о встрече, Николай Павлович соглашается с готовностью - он о нас уже знает. Капитан Корз-ников рассказал. И отрезал заодно: больше не поеду...

С Муковозовым мы встречаемся в онежском порту. Он сразу, виртуозно предваряя вопрос, говорит - технику будут возить только муниципальную. Спрашиваю - откуда взялся кошмар, который мы видели в Пороге? Он опирается на перила причала, рассказывает долго, и я вдруг верю - наболело.

- В свое время, когда перевозками занимался архангельский предприниматель Андрей Мартынов, из Мезени привезли изношенный двигатель. Оформили как новый. Поставили на судно. Он продержался одну навигацию. Капитан его перебирал-перебирал...

Глава МО "Порожское" Иван Григорьевич Ульюк говорил и в областной администрации, и в районе, что двигатель пора менять. И вот всё откладывалось, откладывалось... Считалось же, что двигатель новый, и "Заря" исправная! В областном департаменте транспорта и связи главный специалист Иван Борисович Зубков писал в ответ на мои звонки и письма: "У двигателя не выработан моторесурс". А как не выработан, если суд был по этим махинациям и есть по Мартынову приговор!

В прошлом году "Заря 311" сломалась где-то в октябре. И "Заря 340" отработала в Пороге весну. А потом глава Онеги попросил спустить ее на город: вдруг "Капитан Митягин" куда-то уйдет, а людей-то нужно перевозить... Говорит: спускайте - и пришлось подчиниться. Теперь у нас уровень воды упал, и по камням "Зарю 340" в Порог уже не поднять.

А я эту зиму всюду писал: искал двигатель. Но если покупать новый - это два с половиной миллиона. Таких денег в бюджете нет. В область обратились за помощью - нам говорят: надо было в прошлом году думать, с весны еще, чтобы в бюджет попадать. И вот сейчас мы в такую ситуацию попали тупиковую... Несколько совещаний мы проводили по этому вопросу. Мне говорят: из тех дотаций, которые тебе дали, бери деньги и поезжай, купи двигатель. В Сольвычегодске ребята согласились продать подешевле. У них есть старенький двигатель и редуктор. С лицензией всё в порядке, и за месяц готовы всё сделать. Я попросил капитана Корзникова: Палыч, помоги пока. Но вот сейчас ваша статья выйдет, приедут инспектора и всё остановят. Иван Ульюк мне звонил, говорит: всё, прекращайте перевоз, нельзя так. Правда, конечно, на сломанном автобусе ездить ведь не будешь... А "Зарю 340" мы сможем поднять туда только через месяца полтора.

СПАСАТЕЛЕЙ ЗДЕСЬ НЕТ

Инспектор ГИМС Игорь Мартин к нашему визиту тоже был, видимо, готов. Покачал головой:

- Я не знаю, кто вам рассказал о нашей ситуации, но это точно не жители Усть-Кожи. Вы же сами понимаете - от безысходности всё...

На вопрос, почему он лодочников "строжит", а такие дикие нарушения буквально под носом происходят, и ничего, - инспектор объяснил простую вещь: пассажир-ские перевозки - не его компетенция. Его структура занимается непосредственно маломерными судами. Вот и всё. С лодочниками, говорит, старается быть гибким: понятно, что у людей нет работы, что-то из оснащения им не купить, а зарабатывать нужно. Но спасательные жилеты и блоки плавучести должны быть обязательно!

В Онеге нет Службы спасения. Если нужно, например, снять со льдины человека, координируются ГИМС, пожарные, милиция. У инспекции один катер "Корвет 500", и мобильность невысокая. С 23 апреля по 4 мая здесь случилась "черная" десятидневка: пять человек погибли, один пропал без вести. Но "виноват", как правило, подтаявший лед. Лодки не "виноваты".

КТО ХОЧЕТ - ИЩЕТ СПОСОБЫ, КТО НЕ ХОЧЕТ - ПРИЧИНЫ

Когда мы уже почти попрощались с Николаем Муковозовым, у него зазвонил телефон. Николай Павлович дал знак: подождите. Поговорив, рассказал: есть еще один вариант. На "Зарю" нужен двигатель левого вращения. А им предлагают двигатель правого вращения и в течение суток обещают его переделать, как надо.

- Цена - не меньше миллиона, - пожал плечами Муковозов. - Откуда деньги? Шестьсот тысяч возьмем с дотаций, остальные придется где-то занимать. В миллион-то можно уложиться! В конце недели (4-5 июля. - Прим. авт.) съездим посмотрим на него. Тогда вопрос за две недели решится!

Оно радостно. Но на мой обывательский взгляд - странно. По 131-му Федеральному закону, организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья - это всё вопросы местного значения муниципального района. В данном случае - это головная боль главы Онежского района Александра Митько, говоря конкретно о "Заре 311" - старая, почти уже хроническая. И, по-моему, если денег в бюджете нет, а речь идет о безопасности десятков людей - сред-ства хороши все. Есть банки, есть лизинг... Нет, я не самая умная, и муниципалам, которые после принятия этого треклятого 131-го на стенку лезут, премного и искренне сочувствую. Но никто и никого не ведет во власть на аркане - во всяком случае, в районах. Так соответствуйте, что ли.

Светлана ГАВРИЛОВА, Павел КОНОНОВ (фото)


Похожие новости

Последние новости