Чей Писахов поселится на Чумбаровке?

0 0

 Чей Писахов поселится на Чумбаровке?В понедельник в редакцию зашел известный, всеми признанный, а главное, всеми любимый архангельский художник Евгений Зимирев. И огорошил с порога, сообщив, что его идею с памятником Писахову на Чумбаровке увел коллега Сергей Сюхин. Он де пришел с этой "чужой" идеей в мэрию, выбил под нее деньги и уже уехал с ними отливать образ, предварительно подробно расспросив Евгения о том, где можно отлить фигурку кота. И теперь Евгений Николаевич собирается подавать в суд на Сергея Никандровича... за нарушение авторского права.

Дело в том, что Сергей Сюхин мог увидеть Писахова работы Зимирева в нашей газете, в одном из ноябрьских номеров. Мы расстроились. Потому что Сюхин тоже известный и любимый. И Писахов для него - вечная и родная тема. И верить не хотелось в то, что один хороший художник украл идею у другого хорошего художника, с которым не просто в одном Союзе художников, ведь Зимирев Сюхину рекомендацию в Союз давал.

Когда мы встретились с Сергеем и выяснили истину, с меня даже не гора свалилась, а целый Уральский хребет. Оказалось, что образ Писахова на Чумбаровке не Сюхин решил изваять, отняв идею у Зимирева. Идея пришла из мэрии, очень давно, еще при мэре Донском и директоре департамента градостроительства Реминском. В далеком 2005 году. Я даже вспомнила одно из первых заседаний по этому поводу. Тогда всех героев писаховских за столом перебирали, которых хотелось бы увидеть на Чумбаровке. Мост "хрустальный" через Поморскую решили перекинуть. И тут же возникло имя художника Сергея Сюхина, потому что он с этой темой сросся и сроднился. Его работы на писаховскую тему знает полгорода.

Потом Сюхина, скульптора Надежду Шек и архитектора Ляшенко пригласили в мэрию, дав задание, разработать архитектурную и скульптурную концепцию Чумбаровки. Шек не пришла. А Сюхин и Ляшенко взялись. Тем более что Сергей Сюхин в свое время закончил Абрамцевское училище, в котором один из основных предметов - парковая скульптура (из дерева, металла и других материалов). Донской утвердил и концепцию, и начальную фигуру Писахова. Но потом запланированные деньги куда-то ушли. Сейчас нашлись спонсорские, и можно надеяться, что Писахов уже этим летом появится на Чумбаровке.

С одной стороны, с этими объяснениями конфликт вроде бы и исчерпал себя. Но с другой... его бы могло не возникнуть вообще! Если бы всё было сделано по букве закона. Если бы, к примеру, был объявлен конкурс на оформление Чумбаровки. Каждый художник выдвинул бы свое видение, объявил сумму и ждал бы решения компетентной комиссии, в которую включены и архитекторы, и художники. Всё было бы гласно, видимо и обсуждаемо. И не случилось бы такой дикой ситуации: один художник уже делает на заказ то, что другой, не подо-зревая об этом, вынашивает и лелеет в себе, потихоньку воплощая в мастерской.

Да и с суммами на образ можно было бы посерьезнее определиться. А то они сильно разнятся. По редакционным данным, на Писахова в мэрии выделили полтора миллиона спонсорских денег. Евгений Зимирев считает, что на эти деньги три памятника отлить можно. А экс-председатель Архангельского отделения Союза художников Андрей Лазурко уверен, что потребуется по крайней мере в два раза больше. А конкурс решил бы и эту дилемму.

Елена ДОИЛЬНИЦЫНА

КОММЕНТАРИИ

ЭТО ДОНСКОЙ НАМ С ЛЯШЕНКО КОНЦЕПЦИЮ ЧУМБАРОВКИ ЗАКАЗАЛ

Сергей СЮХИН, член Союза художников:

- Неприятная история. Но я-то ведь ни в чем не виноват. Это ж когда мэрия нам с Геннадием Ляшенко концепцию Чумбаровки заказала! Тогда еще Донской в полной силе был и Реминский в мэрии работал. Нас пригласили и попросили. Мы согласились с удовольствием. Геннадий Александрович занимался архитектурным решением, а за мной был скульптурный ряд.

Интересно было. Ляшенко придумал такое решение: Чумбаровка - Двина, в заводях скульптурные композиции, и некоторые даже в воде. Должно быть очень красиво. Весь комплекс может получиться очень живым и динамичным. Писаховская тема - одна из многих. Скульптура Писахова обязательна. О ней говорили сразу. Донской всё утвердил и подписал. Да и протоколы заседаний велись. Эти документы в мэрии сохранились. Можно же их посмотреть... и даты на них.

Только потом деньги, планируемые на Чумбаровку, угробили, говорят, на Киркорова и других артистов, приглашенных на День города. Сейчас деньги нашлись.

А о том, что Евгений Зимирев тоже занимается Писаховым, я и не знал тогда. Узнал случайно из вашей газеты. Расстроился. Хотел позвонить... да не решился... не хотел Женю огорчать. Сейчас понимаю, что зря. Надо было по-звонить, рассказать. И всё бы тогда же и разрешилось.

Ну а вообще, Чумбаровка задумана как историческая улица, со скульптурными островками, начиная от Ивана Грозного, который грамоту подписал о рождении Архангельска. Дальше эпоха Петра Первого. Так что работы всем хватит. И мне, и Евгению, и другим художникам.

В ГОРОДЕ ВСЁ ПО-ПАРТИЗАНСКИ

Андрей ЛАЗУРКО, экс-председатель Архангельского отделения Союза художников России:

- Сейчас в городе полный беспредел с распределением площадей, со строительством. По идее, каждую доску почетную надо согласовывать. У нас есть комиссия по топонимике. Председатель - Юрий Барашков. Я в составе. Но ходить на нее перестал. Что толку? У МИУ поставили вот это нечто, которое часовней обозвали. И что? Мы осудили единогласно... много лет назад. А она стоит. Досок понавесили на зданиях без разрешения. Тоже осудили. А доски висят. Каждый может дом в любой цвет выкрасить... и ничего. Посмотрите, на что город похож!

Потому что всё по-партизански. Вот что Писахова и Чумбаровки касается. Как так получилось, что никто и не знал о том, что там, наконец, поставят. Тендера не объявили, кому дано задание, никто не знал, эскизов никто не видел! Разве так должен оформляться и строиться город?

А что касается того, кто у кого идею отнял, это я не берусь судить. Это дело тонкое. И о ситуации я ничего не знаю. Это все вопросы этики. В художественной среде должна быть элементарная этика, тогда всё будет хорошо. А что касается авторских прав, то никто их на скульптурный образ Писахова, насколько я знаю, не предъявил и не зарегистрировал.

У НАС ПРИНЯТО ТАСКАТЬ ПАМЯТНИКИ ТУДА-СЮДА

Александр СВЕРЧКОВ, председатель Архангельского отделения Союза художников России:

- Опасность конкуренции есть всегда. Просто идеи должны обсуждаться. Тогда бы и не возникало таких ситуаций. А у нас разобщенность. Художники не хотят общаться. Вот я, к примеру, даже не слышал, что Сюхин или Зимирев над Писаховым работают. Да и тема эта просто витает в воздухе.

Что касается Чумбаровки, она стала такая же аляповатая, как и весь город. А это улица историческая, и подобного бы не хотелось. И рекламу надо бы там не такую цветную. И со скульптурой бы поосторожнее. Вот конкурс был деревянной скульптуры. Все остались на улице, и ни одна не прижилась. Каждую скульптуру, каждый памятник, прежде чем поставить, надо обсуждать, привязывать к месту.

А у нас в городе вообще принято таскать памятники туда-сюда. И с памятником Ломоносову так, и с памятником Петру, и памятником "Защитникам Севера". Все какие-то вокруг неприятности и скандалы. Не хочется, чтобы так же с Писаховым было.

Да и почему сразу в суд? Почему сразу к скандалу двигаться? Неужели скандал выгоден? Можно было поговорить друг с другом, миром проблему решить, в Союз, наконец, обратиться.


Похожие новости

Последние новости