МОРСКОЙ БОЙ

0 0

 МОРСКОЙ БОЙ Холодная зима-2006 наглядно демонстрирует: труба с природным газом - важнейший институт российско-европейских связей. Дело тут не столько в интересах "высших сфер": Архангельскую область магистраль затрагивает напрямую. Мы все - участники регаты международного уровня.

ЖМИ НА ГАЗ

"Большая Европа" против "Большой России": пространства борьбы" - так называлась серия эксперт-ных семинаров, проведенных в 2005 году Институтом национальной стратегии. Эпицентром обсуждений стало "общее энергетическое простран-ство", формировать которое в ближайшей перспективе уготовано участникам освоения и эксплуатации шельфа Баренцева моря в целом и Штокмановского газоконденсатного месторождения в частности.

Арктический шельф - это как минимум треть мировых запасов газа. У Европы таковых лишь 3 процента. По мере роста экономик стран Евросоюза (ЕС) значение российских поставок стремительно растет. Эксперты видят в этом не залог гармонии, но фактор растущей напряженности отношений.

Хрупкий баланс невмешательства в сфере контроля над месторождениями нарушается на глазах. С одной стороны, все попытки "Газпрома" поучаствовать в приватизации восточно-европейских газораспределительных сетей были решительно пресечены комиссией ЕС. С другой - внутри России "Газпром" утрачивает статус монополиста газодобычи. Такова наша цена за вступление в ВТО. Например, в ходе соответствующих переговоров Норвегия, формально не входящая в ЕС, потребовала контроля над российской трубопроводной структурой. Сегодня две крупнейшие норвежские компании, "Statoil" и "Hydro", допущены к освоению Штокмановского месторождения. И речь уже идет о "совместном управлении нефтегазовыми ресурсами в Баренцевом море".

Читатель вправе возразить - не надо путать интегра-цию с экспансией. Мы и не путаем. Просто считаем, что процесс не должен быть односторонним. А в случае со Штокманом, хотя контрольный пакет акций остается у "Газпрома", "Statoil" претендует на 25 процентов проекта (от добычи до сбыта), "Hydro" - на 20 процентов. Итого почти половина.

Что до Архангельской области, территориально расположенной к "проекту века" ближе всех, - пока что ее дивиденды сводятся к невнятным меморандумам.

БОЛЬШИЕ ГОНКИ

"Участие Норвегии в освоении шельфа России должно зависеть от решения во-проса о Шпицбергене" - с такими заявлениями выступали многие российские политики вскоре после охоты норвежцев за российским траулером "Электрон".

Эпопею "Электрона" пересказывать не будем. Погоня за ним велась с использованием военных кораблей, осветительных ракет и телевидения, детали смаковались в интернете. Затем волна негодований со стороны "цивилизованного человечества" в адрес российских "браконьеров" сошла "на нет", подразумевая полный штиль в международных рыбных спорах.

Тем не менее, вопрос двойных стандартов здесь столь же очевиден, как и в истории с шельфом. Звенья разные, а цепь одна.

Вот факты, которые не слишком популярны у норвежской стороны. До февраля 1920 года Шпицберген, вблизи которого и состоялась атака на "Электрон", считался "ничейной землей". В ходе Парижской конференции был заключен Договор о Шпицбергене, предоставивший Норвегии суверенитет над архипелагом и одновременно давший государствам-участникам Договора одинаковый свободный доступ к ведению там хозяйственной деятельности на условиях полного равенства. В 1977 году Норвегия в одностороннем порядке "обо-значила" вокруг острова 200-мильную рыбоохранную зону. По прошествии трех десятков лет ее признали лишь Канада и Финляндия, которые не ведут там рыбный промысел.

Комментируя самоуправ-ство соседей, губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов заявил: "Я думаю, сыграло свою роль вступление в завершающую стадию процесса разграничения исключительных экономических зон и континентального шельфа в Баренцевом море. Норвежцы пытаются распространить свою юрисдикцию на участки морского пространства, прилегающие к Шпицбергену".

Здесь ключевое слово - "шельф". Конъюнктура для нас такова, что мы вправе рассчитывать на пересмотр условий в свою пользу. На деле происходит с точностью до наоборот. Команде россий-ского траулера изначально предъявлялись обвинения, основанные на норвежских законах. И даже в этом случае нарушения лова тянули максимум на административное взыскание.

Иное дело - крупные штрафные санкции. Опыт по их наложению у норвежцев богатый. С начала 90-х годов в районе Шпицбергена были задержаны 13 российских судов. Капитан "Электрона" Валерий Яранцев стал первым, кто не сдался.

Ныне ему грозит до пяти лет лишения свободы в отечест-венной "зоне". Причина - апелляции норвежской стороны о "похищении норвежских инспекторов", хотя Яранцев несколько раз официально предлагал им пересесть на норвежское судно.

Тем временем собственник траулера, ЗАО "Корс", решил переименовать "Электрон", дабы "не дразнить норвежцев".

С таким подходом "Викинг" - оптимальный вариант.

КУРС ЕВРО

Среди судов, задержанных в районе острова, - "Капитан Горбачев" Архангельского тралового флота и "Дмитрий Пакрамович", приписанный к Мурманску. С ними дело было так: с одного судна на другое перегружалась рыба. Норвежцы сочли, что им нужно "быть в курсе". На предложение идти в норвежский порт капитаны ответили отказом. В итоге - задержание. Пришлось вставать на якорь.

Вопрос решался на Мор-ской коллегии РФ, где было подчеркнуто: "Никакого протеста от нашего правительства не последовало". В итоге пришлось платить штрафы. Даром, что Архангельский траловый флот - одно из крупнейших государственных предприятий региона, "хранитель поморских традиций", как говорится в рекламе.

"Норвежская сторона вытесняет наших рыбаков из района Шпицбергена. Впереди - серьезные переговоры. Надеюсь, мы найдем совместное решение", - предварял глава федерального агентства по рыболовству Станислав Ильясов начало работы совместной российско-норвежской комиссии в Калининграде.

Прошло три месяца. Не изменилось ничего. Воды Баренцева моря открыто называются "Экономической зоной Норвегии", кусок норвежского шельфа - "Норвежским", а россий-ский шельф - "Евро-Арктическим".

Олег ГРИГОРАШ, фонд "Перспектива"www.arhperspectiva.ru

P. S. В июне нынешнего года Архангельск станет местом проведения очередного нефтегазового форума. Прибудут представители около 100 скандинавских компаний. Мероприятие финанси-руется Норвежским Баренц-секретариатом, шведским агентством "Алми", а также администрациями норвежских губерний Тромсе, Финн-марк и Нурланд.


Похожие новости

Последние новости